О стоительстве РЛС на п.54

О том, что было
Ответить
Тюрин Андрей
Администратор
Сообщения: 1321
Зарегистрирован: 19 ноя 2011, 20:01

О стоительстве РЛС на п.54

Сообщение Тюрин Андрей » 30 янв 2016, 20:43

Рассказывает Соскин Валерий

В 1963 г. я окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель промышленного и гражданского строительства по кафедре «Металлические конструкции» и по распределению попал в трест «Спецстальконструкция».

Распределение было весной 1962г. и летом этого года я попал на преддипломную практику длительностью 6 месяцев в этот трест.

Замечу, что я тогда и понятия не имел, что это за трест? И чем он занимается? Слухи ходили, что это очень секретный трест и работать придётся с заключёнными и под землёй, оказалось, что, кроме секретности, всё остальное было всё наоборот, никаких ЗК там не было, а вместо подземки работать надо было на высоте.

Трест «Спецстальконструкция» был создан осенью 1961 г. на базе Спецуправления №25 треста «Стальконструкция». Основной задачей треста было монтаж металлических (стальных и алюминиевых) и особо сложных железобетонных строительных конструкций на объектах Министерства обороны и других оборонных министерств (Минрадиопром, Минавиапром, Минсудппром, Минобщемаш (ракетчики) и др. оборонных ведомств (иначе говоря Почтовых ящиков, как говорили в просторечье), которые в то время бурно развивались, кроме атомной промышленности.

Основными объектами треста в то время были Ракетные шахты, стартовые комплексы и монтажно-испытательные корпуса космодромов (МИК) на космодромах Капустин Яр, Плесецк, Байконур, РЛС в Кубинке М.О., Дальние маяки (Группа радиомачт) для обеспечения устойчивой связи с подводными лодками, находящимися в мировых океанах, антенная система «Горизонт» (сеть РЛС вдоль побережья Ледовитого океана), различные антенные устройства на НИП-ах (наземный измерительные комплексы), специальных антенных комплексах в центрах дальней космической связи (один из таких комплексов показан в кинофильме о С. П. Королёве около г. Евпатория), радиотелескопы размерами зеркал до 70м. (Ташкент, Медвежьи озёра под Москвой), эллингов для строительства и ремонта подводных лодок и других кораблей для ВМФ (Северодвинск,Вьюжный, Владивосток) , большепролётных ангаров для самолётов на военных аэродромах, а также многочисленные корпуса и сооружения (аэродинамическая труба и около 40 газгольдеров для ЦАГИ) закрытых (П/Я) предприятиях и, конечно, современные для того времени радиолокационные станции, а также для монтажа конструкций крупных гражданских предприятий, где другие тресты Мимонтажспецстроя не справлялись (доменные и мартеновские комплексы, кислородно-конверторные комплексы, новые автозаводы КАМАЗ, МЗМА, сложные общественные здания и сооружения (многоэтажные здания на ул. Новый Арбат в Москве, обелиск в честь покорителей космоса вблизи ВДНХ в Москве, Останкинская телебашня, телебашни в г. Рига, г. Вильнюсе, г. Ташкенте, посадочный павильон (с висячими конструкциями) в аэропорту Шереметьево (там Н.С. Хрущёв должен был встречать Президента США, показан в фильме Э.Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России») (ныне снесен), большепролётные сооружения (ангары) для гражданской авиации и многие. др.

В состав треста вошли вновь создаваемые монтажные управления: 3 московских управления №25 (Москва), №21 (Подлипки, ныне г. Королёв), №22 (г. Жуковский), №23 (г. Ижевск), №26 (г. Лениград), №27 (г. Челябинск), позднее было создано № 24 (г. Кишинёв), а ещё позднее монтажное управление № 28 (г. Химки) и монтажное управление № 20(г. Курган).

Первым управляющим треста был Алексей Григорьевич Чубуков, вернувшийся как раз в это время из командировки в Бхилаи (Индия), где руководил монтажом металлоконструкций на строительстве металлургического комбината, В дальнейшем он стал в в конце 80-х заместителем Министра монтажных и специальных строительных работ.

Главным инженером треста был Решетов Иван Иванович (строитель Крымского моста в Москве).

В конце июня 1962 г. я прибыл в этот трест, принял меня И.И. Решетов и задал только один вопрос: какая тема дипломного проекта? Я ответил «Радиомачта», а он тогда и говорит:

«Поедешь на монтаж радиомачт в Белоруссию».

Вот так и началась моя монтажная жизнь.

Первый мой объект был ДМ (дальний маяк) ДМ представлял из себя большую группу мачт высотой ~300м.

После защиты диплома и воинских сборов, я не стал брать отпуск, а в августе 1963 г. пришёл работать в Монтажное управление № 25 этого треста и меня отправили в работать в командировку на полигон в Капустин Яр» и, находящуюся рядом ЛИС (Лётно-испытательную станцию), затем меня приказом по тресту перевели на работу в Монтажное управление № 21, в котором меня направили на монтаж железобетонных конструкций корпуса «104» для НИИ 4 (военный институт), находящегося вблизи г. Калининград (ныне Королёв), а в конце 1965г. мне предложили поехать на 54 площадку г. Приозёрск.

Должен сказать, что я тоже происходил из семьи военнослужащего.

И до 1961 г. отец служил в Приозёрске у ген. Дорохова в должности главного инженера УИР (управления инженерных работ) и конечно мне очень хотелось посмотреть, чем он там занимался? Из-за режима секретности он мне ничего не рассказывал о своей работе.

Послали меня вместе с инженером-геодезистом Славой Московским принимать фундаменты, также принимать прибывающее оборудование монтажные краны, автомобили, компрессоры, сварочные аппараты и др. оборудование и инвентарь. Никакой технической документации по объекту в управлении не было, сказали – на месте разберёшься. (чертежей фундаментов, требований по допускам на фундаменты, которые были конечно выше допусков СНиП (строительные нормы и правила) и т.д. не было и всё это из-за той же секретности.

Первый раз мы летели прямым рейсом Москва-Балхаш. Самолёт делал 5 промежуточных посадок, в самолёте тепло, но после каждой посадки через минуту после остановки двигателей в салоне наступал жуткий холод, через часов 7 долетели до Балхаша, а оттуда на попутных машине добрались до В/Ч 16601.

Только там я в первую неделю получил общие представления о объекте.

В то время там уже работали, помимо нас, 2 управления «25»), в котором я работал раньше, и «23» (Ижевское). Объекты были в разной степени готовности.

«25» управление заканчивало монтаж конструкций 2-й ячейки, а в 23 управлении начинался монтаж рупоров на первой. Пришёл на свою 3-ю ячейку, посмотрел на фундаменты и вернулся в штаб части, начал пробиваться к командиру, чтобы он дал команду допустить меня к секретной технической документации.

И тут начались так называемые подковёрные игры, ижевцы (Му-23) очень не хотели, чтобы наше управление начинало монтаж конструкций на 3-ей ячейке, думая, что они закончат монтаж 1-ой и приступят к монтажу на новой площадке, и договорились с командиром части о запрете допуска меня к секретной документации, и договорённость эта выполнялась в течении месяца. В течении этого месяца я через день ездил в г. Балхаш для разговоров со своим начальником управления, в конце концов мне по обычному телефону открытом текстом сообщили № шифровки Главного Управления Минобороны о передаче монтажных работ по монтажу конструкций на 3-ей ячейке нашему управлению и дату отправки командиру этой шифровки, также о том, что эта шифровка лежит на столе у командира, не знаю как в Москве об этом узнали, но факт тот, что появившись в очередной раз у командира я выложил всё это командиру части, он, конечно, очень интересовался, как я всё это узнал, но к документации меня сразу же допустили.

В это же время меня познакомили с руководителем бригады представителей Таганрогского авиационного завода ( изготовителя всех технологических конструкций), Сырцовым Николай Ивановичем. Целый месяц он ходил и подкалывал меня, когда я начну работать? Я как-то отшучивался.

После ознакомления с секретной документацией я понял, требования к монтажу конструкций гораздо выше допусков СНиП, отклонения всех опорных конструкций по лучу и высоте составляли 1мм, а как их выдержать? До начала наших работ на объекте там поработали военные геодезисты из специального Топографического отряда, которые осуществили привязку объекта по звёздам вынесли основные оси сооружения в натуру, т.е закрепили их на металлической пластине, закреплённой на полах концевых павильонах. Точность монтажа опорных чугунных опорных плат под стальные опорные балки, поддерживающих алюминиевые конструкции структур и др. конструкций проверяли специалисты Таганрогского авиационного завода, который изготовлял технологические алюминиевые конструкции. Это были специалисты самого высокого уровня. Стальные конструкции, поддерживающие алюминиевые полотна рупоров, изготавливали на судостроительном заводе в г. Вятские Поляны. Я был на этом заводе, этот завод выпускал торпедные катера(как известно эти катера изготавливались из дерева). Опорные конструкции и полотна рупоров монтировались на земле на подмостях, а затем методом поворота вокруг шарнира. На монтажной площадке у шеф-монтажников имелся теодолит ОТ-02 с сорокократным увеличением трубы, но даже при таком увеличении трубы спичка а расстоянии 125м (половина длины одного крыла антенны) сливалась в нитку (риски внутри трубы, как в прицеле снайперской винтовки), очевидно, что если каждый день устанавливать и снимать прибор, то точность установки опорных шарниров, к которым крепились опорные фермы, на которые устанавливались полотна рупорных полотен, будет гораздо ниже. Кроме этого была опасность в том, в том, что и между собой плоскости (панели) рупоров не состыкуются по заводским отверстиям. С целью уменьшения такого рода ошибок монтажа было придумано такое решение: триггер (подставка под теодолит) устанавливалась один раз на металлический столик и слегка (точечно) закреплялся электросваркой, для того, чтобы кто-нибудь случайно, или умышленно, не сбил закреплённый триггер вокруг металлического столика был сооружена металлическая будка, в боковых стенках которой были сделаны на уровне визирной трубы 2 небольших окошка, которые закрывались изнутри. Для входа в будку в 3-ей стенке была устроена дверь, которая закрывалась снаружи. Такое решение позволило значительно повысить точность монтажа опорных шарниров и в дальнейшем при подъёме рупорных панелей была достигнута полная совместимость отверстий под болтовые соединения соседних панелей.

Хочу добавить, что военным представителем от в/ч 16601 для контроля за выполнением монтажных работ был назначен лейтенант Фроленков (имя к сожалению забыл, по моему Алексей), который только закончил Харьковскую радиотехническую академию. Для него работы по монтажу конструкций РЛС были тайной за семью печатями, в академии устройства такого типа РЛС, конечно, не изучали, поэтому на третий день своего пребывания на площадке вместе с нами он честно признался, что он ничего не понимает в наших работах и просит нас просветить его получше. Один из представителей шеф-монтажа говорит ему, мы тебе всё расскажем, а ты потом будешь нам голову морочить с подписанием актов приёма выполненных работ, как технических, так и финансовых, тогда он заявил, что он готов хоть сейчас подписать все документы, после этого ему стали постепенно рассказывать об устройстве антенны и методах монтажа. За 2-3 месяца он всё знал. Как раз в это время командир части вызвал всех своих представителей к себе и попросил их рассказать, как они изучили новую технику. Так вот наш лейтенантик выглядел лучше всех, за что командир наградил его внеочередным отпуском, чему он был очень рад. А документы он действительно подписывал нам без всяких проблем.

Тюрин Андрей
Администратор
Сообщения: 1321
Зарегистрирован: 19 ноя 2011, 20:01

Re: О стоительстве РЛС на п.54

Сообщение Тюрин Андрей » 30 янв 2016, 21:00

Рассказывает Сырцов Николай

В 1962г. авиазавод в Таганроге получи КД на изготовление антенных устройств 2па....5па объектов ОС1 и ОС2, т.к. до 1969г МРП своего завода для подбных иделий не имело. Поскольку изделие подлежало сборке на месте дислокации (большой объем слесарных и сварочных работ)завод обязали выполнить эти работы (это назвали шефмонтаж) и сдать по ТУ заказчику.В ноябре 1963г приказом директора завода я был назначен ответственным представителем завода (он же- ст. мастер ,технолог, контролер) с окладом 145р. на Балхаш. В январе 1964 г первый эшелон ушел на Коктас (пл.7), а в феврале я вылетел в Приозерск для контроля такелажных и транспортных работ.

Головной организацией по монтажу и сдаче в зксплуатацию РЛС 1....4 была назначена ГПТП. По договору с ГПТП монтаж м/к антенн вели монтажные управления(МУ) треста ССК ,а Таганрог осуществлял шефмонтаж.

В мае 1964 го с группой из 3х человек прибыл на место монтажа.Т.к. пл.54 готовилась для РЛС "Алдан", который был снят из-за "пеньковгейста" (местная легенда),то к этому времени там уже были: два 3х этажных дома, штаб,казарма,столовая,котельная, 2х этажная гостиница, бетонная коробка под "Алдан" на крыше которой сейчас стоит антенна спутниковой связи. Имелся магазинчик "ванькинторга".За водкой и прочими харчами ездили в Гульшад, в котором жили семейные монтажники МУ25, а позже-все монтажники МУ27.

По строительной готовности в июне приступили к работе на соор.4 изделие 2ПА :контроль точности установки строительных опор для м/к антенн. В дальнейшем осуществляли контроль точности сборки и монтажа м/к антенны в проектное положение.Точность сборки полотна антенны (ребристая структура) размером 4,4 на 250м по оси -+1мм на длине 250м, неплоскостность - +0,5мм на стыках секций (4,4 на 6 м), угол скрутки полотна навсей длине не более 30 минут.После этого шла разделка отв-й ф12 2го класса и установка болтов, сварка стыков с последующей слесарной обработкой швов и покрытие лаком. На стках волноводного тракта усанавливалась прокладка из АД 2мм. Выступающую внутрь на 1мм прокладку расплескивали пневмомолотком, полировали и покрывали лаком. Допуски на монтаж щелевой панели (излучатель), рупоров и разделительных перегородок были не столь жёсткие.

Первый тормоз на монтаже был по вине разработчика - РТИ. Они заложили допуск неплоскостности и соосности на всю длину 250м -/+ 0,5мм. Но этот доуск выбрал завод при изготовлении монтажных частей 2 на 6м. На монтаж остался 0. Пришлось вызывать разработчика (ШумаковВ.А) и начальника бюро ОГТ завода (Наталич Н.Д).В итоге 2х недель "боданий" было составлено решение а в дальнейшем открректировано ТУ.

Второй тормоз на монтаже - несовершенная конструкция стенда №3 для измерения характеристик полотна антенны(распределение амплитуды и фазы сигнала ,КСВ). По своему разумению доработал конструкцию до работоспособного состояния и вызвал разработчика (Бубнов Г.Г.-директор и гл.конструктор КБРП). Бубнов прилетел с представителем РТИ и ,согласованным с в\ч решением, стенд в доработанном виде допустили к работе. В дальнейшем по новой документации был изготовлен новый стенд, который успешно работална всех сооружениях.

Монтаж антеннных павильонов и антенн вели монтажники МУ 25. С прорабами не везло. После смены двух приехал третий-ШУМОВ П.А.

Тюрин Андрей
Администратор
Сообщения: 1321
Зарегистрирован: 19 ноя 2011, 20:01

Re: О стоительстве РЛС на п.54

Сообщение Тюрин Андрей » 01 фев 2016, 11:15

Рассказывает Сырцов Николай

С Шумовым работа пошла веселей.

Учитывая вышесказанное, монтаж антенн на соор.4 растянулся с июня 64г. по осень66г. На боевое дежурство РЛС центр №4 приступил в мае67г, а командира центра п\п-ка Романова А.К. генерал Вотинцев забрал в Москву. В дальнейшем Романов был начальником училища, в котором ЖВКУР ПВО.

Монтаж 4ПА и 5ПА на соор. №3 вели монтажники МУ23. Старший прораб Один И.Д., был хорошим организатором и толковый специалистом. Он предложил оригинальный метод монтажа разделительной перегородки рупора, что позволило выиграть 3 месяца и сэкономить средства.

Монтаж на соор.№2 начинал Соскин В.С. МУ21. В 1971г. работал с ним в Севастополе.

Монтаж на соор. №1 вели МУ27. Бригадир монтажников Шанцин И.А. ПОКАЗАЛ КАК НАДО работать - БЛЕСК!

Монтаж на соор.1,2,3 в 1968г. шел одновременно (с разной степенью готовности). В это время у меня в бригаде было 60 человек. Утром перед выходом из гостиницы (барака) ставил задачу: кому куда и что делать ,а сам начинал с соор.3 потом 2 и1.После обеда - повтор обхода.

Транспорта у меня не было(единственная безлошадная организация), мастеров и бригадиров - тоже. Короче - единоначалие в квадрате, а это не очень весело. Помимо транспорта завод не выделил ни холодильника, ни телевизора, ни меходежды. У ГПТП, ДМЗ и РТИ все это было.

До лета 67г. жили в 2х этажной гостинице, а потом нам выделили барак (в 80х годах там была музыкальная школа). Там мы жили до окончания монтажа дек.1968г.

На досуге летом купание и рыбалка , зимой - рыбалка и карты. Сам я вместо карт играл в шахматы с ребятами из РТИ и пили москванын айракши куши 40.

Как нам платили? Мои слесари были на тарифной ставке плюс 3р50к суточных и 70к за жилье. Монтажники ССК были на сдельной оплате и прораб в конце месяца вылетал с нарядами в управление.

В декабре 68г пописал последний акт на выполненные работы, отгрузил инструменты и оборудование и покинул озеро.

В январе1970г прилетал закрыть паспорта и формуляры на 2ПА и 3ПА соор1.

Тюрин Андрей
Администратор
Сообщения: 1321
Зарегистрирован: 19 ноя 2011, 20:01

Re: О стоительстве РЛС на п.54

Сообщение Тюрин Андрей » 27 апр 2016, 21:11

IMG.jpg
IMG.jpg (290.59 КБ) 1633 просмотра
3 прораба
крайний слева Соскин Валерий, Темиртау Карагандинской обл. на строительстве тракта подачи сыпучих материалов Кислородно-конвекторного комплекса. 1969 год.

Ответить